Рейтинг диет Уход  Домашнее хозяйство

Основы спортивной тренировки биатлонистов. Чем заняты лыжники или биатлонисты в межсезонье Упражнения для биатлонистов

Какую пользу для здоровья приносит биатлон для детей? Одинаково ли этот спорт подходит мальчикам и девочкам и в каком возрасте лучше начинать тренировки? Об этом, а также о противопоказаниях, стоимости экипировки и выборе секции биатлона для детей читайте в сегодняшнем материале.

В России биатлон пользуется не меньшей любовью, чем хоккей: за наших спортсменов собираются поболеть всей семьей, а результаты соревнований жарко обсуждаются в кругу друзей и коллег. И действительно, биатлон есть за что любить, ведь это не только динамичный и зрелищный, но и полезный для здоровья вид спорта. Разберемся, почему же стоит отдать в него ребенка.

Со скольки лет?

Биатлон - комбинированная дисциплина, сочетающая в себе стрельбу и лыжные гонки. Именно с последнего начинается обучение этому виду спорта - первым делом ребенок встает на лыжи. Здесь, как и в случае с коньками, действует правило «чем раньше, тем лучше», поэтому ставить малыша на лыжи можно уже с 2-3 лет . Начинать можно самостоятельно или сразу отправить малыша в подготовительную группу спортивной секции.

Следующие несколько лет ребенок будет осваивать технику катания на лыжах и тренировать выносливость, затем, с 6-7 лет , можно начать ходить в тир. Занятия непосредственно биатлоном для детей обычно начинаются в 10-12 лет .

Медицинские противопоказания

Для того чтобы ребенка приняли в секцию биатлона, понадобится пройти обследование не только у терапевта, но и окулиста, поскольку зрение в этом виде спорта играет огромную роль. Это не значит, что попасть в биатлон могут только дети с идеальными показателями - всегда можно заказать специальные очки. Обследование нужно в первую очередь для того, чтобы понять, не станут ли постоянные нагрузки на глаза причиной еще большего ухудшения зрения, особенно если ребенок страдает близорукостью с осложнениями.

Также заниматься биатлоном без предварительного разрешения врача нельзя при:

  • болезнях сердца;
  • нарушениях опорно-двигательного аппарата;
  • хроническом гайморите.

Узнать подробнее об .

Мальчики и девочки


Биатлон - спорт для всех, и это лишний раз доказывают успехи профессиональных спортсменов любого пола. И девочки, и мальчики тренируются с удовольствием, а хорошая физическая форма ни для кого не бывает лишней.

Несмотря на то что в России биатлон зародился в Красной армии и изначально им занимались мужчины, девушки добиваются в этом спорте не меньших успехов, а некоторые тренеры и вовсе считают, что нюансы этого спорта быстрее осваивают именно маленькие спортсменки.

Плюсы

Итак, какие перемены ожидают вашего ребенка, если он начнет заниматься биатлоном?

  • Общая физическая форма - безусловно улучшится. Биатлон - спорт с интенсивными нагрузками, а значит натренированные мышцы и гармонично развитое тело ребенку обеспечены.
  • Терпение и выдержка - этих качеств нам так не хватает в повседневной жизни, но именно они необходимы для того, чтобы сделать выстрел в правильный момент и попасть точно в цель. На стрельбище маленького спортсмена научат анализировать ситуацию, не торопиться и не поддаваться эмоциям.
  • Укрепление иммунитета - любой спорт укрепляет организм и позволяет малышу реже болеть, а биатлон дает двойной эффект, ведь занятия регулярно проходят на свежем воздухе.
  • Долгая жизнь - по данным врачей, сердце у тех, кто занимается биатлоном профессионально, работает в два раза лучше, чем у обычных людей. Также увеличивается объем легких, а все вместе это обеспечивает долголетие и здоровье.
  • Улучшение зрения. Биатлон - настоящий кладезь полезных упражнений для глаз: во время тренировок и соревнований спортсмену нужно не только постоянно вести прицельную стрельбу, но и фокусировать взгляд попеременно на дальних и близких объектах. Эти нехитрые манипуляции значительно укрепляют мышцы глаз и, следовательно, улучшают зрение.

Минусы

Занятия биатлоном для детей - безусловный плюс для здоровья, но и здесь не обходится без рисков. С чем же сталкиваются биатлонисты-профессионалы?

  • Сердечно-сосудистые заболевания. Несмотря на то что биатлон укрепляет сердце и легкие, в некоторых случаях нагрузки этого вида спорта могут оказаться слишком интенсивными. Будьте осторожны, если у ребенка слабое сердце, и регулярно проверяйтесь у врачей. Первые тревожные признаки - отдышка, слабость и боль в груди.
  • Проблемы со спиной. Биатлонные винтовки достаточно тяжелые, и их постоянный вес на спине не проходит бесследно. Как итог - у спортсмена развивается остеохондроз и другие заболевания спины. Избежать этой проблемы помогут равномерные нагрузки, занятия плаванием и лечебный массаж.

Сколько стоят занятия?

Успешные занятия биатлоном для детей, как и любым спортом, невозможны без финансового участия родителей. На первом этапе экипировку придется оплачивать самостоятельно. Ребенку понадобятся:

  • лыжи (от 3000 рублей);
  • лыжные палки (от 300 рублей);
  • зимний спортивный костюм (от 4000 рублей);
  • ветровка (от 2000 рублей);
  • шапка (от 500 рублей);
  • очки (от 1000 рублей);
  • лыжные ботинки (от 1500 рублей).

После того как ребенок попадает в городскую или областную сборную, снаряжением юного биатлониста снабжает государство. Сами занятия также в большинстве случаев бесплатные.

Как выбрать секцию?


Если вы и ваш ребенок точно уверены, что он хочет заниматься биатлоном, закономерно встает вопрос . Главный критерий, на который стоит опираться, - ваши цели и возможности .

Если малыш будет заниматься «для души» и общего развития, то выбирайте секцию как можно ближе к дому . Если же вы собираетесь вырастить настоящего чемпиона, то вам дорога в школу олимпийского резерва или в секцию при ней.

Также обратите внимание на тренера . В его арсенале должны быть не только личные достижения, но и искренняя любовь к детям, опыт, успехи подопечных и умение находить подход к каждому маленькому спортсмену. Прежде чем отдать малыша в секции, посетите 1-2 тренировки и проанализируйте атмосферу.

Подводим итог

Биатлон - спорт, который подарит вашему ребенку хорошую физическую форму, здоровье и волевой характер. Интенсивные и разноплановые нагрузки развивают все группы мышц, улучшают зрение и работу сердца, а также закаляют организм. Биатлон прекрасно подходит как мальчикам, так и девочкам - главное, чтобы ребенок был активным и любил движение.

Перспективен биатлон и с точки зрения будущей профессии, ведь сегодня это один из самых популярных зимних видов спорта, особенно в России. В его развитие вкладываются деньги, растет поддержка государства и маленьким спортсменам открывается все больше возможностей тренироваться и учиться у мастеров. А бесплатные занятия - еще один приятный бонус.

Уважаемые РБшники!

Закончился сезон 2010-2011 года. 25-го апреля мы узнаем состав Нового ТШ и спортсменов, привлекаемых на централизованный сбор в составе сборных команд на подготовку к сезону 2011-2012.

С целью повышения нашей грамотности в оценках ТШ и спортсменов ПРЕДЛАГАЮ:

1. Начать публикации ОСНОВ подготовки спортсменов к соревновательному сезону.

2. В своих публикациях использовать материалы специалистов не только наших, но и зарубежных.

3. По возможности, привлечь к обсуждению тренеров и спортсменов, сотрудничающих с нашим сайтом.

P.S. Надеюсь, что повышение грамотности в этом вопросе послужит более взвешенным и корректным оценкам в обсуждении результатов сезона 2011-2012. Многие вопросы про ПИКи и ОТБОРЫ снимутся сами собой.

Ну что же — ПОЕХАЛИ!

Обучение и тренировка биатлонистов

Особенность организации занятий с биатлонистами заключается в рациональном соотношении гоночной и стрелковой подготовки в тренировочном процессе. Обычно в биатлон приходят хорошо подготовленные спортсмены-лыжники, не имеющие отклонений в зрении. Поэтому основное внимание при обучении должно быть направлено на специальную стрелковую и комплексную подготовку.

Тренировка биатлониста должна быть круглогодичной. Соотношение слагаемых биатлона, а также общих и специальных физических упражнений зависит от времени года.

Основной формой тренировочных занятий по биатлону является урок с гоночной, стрелковой и комплексной видами подготовки. Годовой тренировочный цикл принято разделять на подготовительный и соревновательный периоды.

Подготовительный период. Весенне-летний этап (май — июль). Основная задача — создать прочный фундамент спортивной формы; направленность — создать условия для приспособление организма спортсмена к повышенным нагрузкам. Соотношение занятий по гоночной и специальной стрелковой подготовке одинаково. Структура микроциклов должна обеспечить оптимальные условия для всестороннего развития биатлонистов при 4—5 основных занятиях в недельном цикле.

Подготовительный период. Летне-осенний этап (август-октябрь).
Характеризуется более выраженной специальной направленностью во всех разделах подготовки, способствующей созданию условий для приобретения спортивной формы. Основное внимание на этом этапе уделяется развитию физических способностей, специфических для биатлона.

Подготовительный период. Осенне-зимний этап (ноябрь-декабрь) наиболее ответственный в подготовке биатлонистов к соревновательному периоду. Основная его направленность — становление спортивной формы, достижение взаимосвязи между физической, спортивно-технической, тактической и волевой подготовленностью биатлониста.

Соревновательный период (январь-апрель). Основная направленность периода — сохранение и улучшение спортивной формы на протяжении ответственных соревнований. Основная задача физической подготовки состоит в функциональной мобилизации организма спортсмена на предельные напряжения, в достижении и сохранении высшей степени специальной тренированности и поддержании достигнутой общей тренированности.

Для большинства лыжников и биатлонистов апрель и май — месяцы межсезонья, когда спортсмены восстанавливаются после сезона и готовятся к сезону следующему. О том, как это правильно сделать, рассказывает директор компании «СИА Спорт» Евгений Кадлубинский — спортивный врач и глава собственного реабилитационного центра.

Основные направления работы, которую лыжникам и биатлонистам необходимо сделать в межсезонье.

Я выделяю несколько составляющих, которые определяют подготовку лыжников. Главным образом, это биомеханическое состояние, или состояние опорно-двигательного аппарата, и функциональное состояние, то есть состояние систем, обеспечивающих опорно-двигательный аппарат энергией. Если говорить о биомеханическом состоянии, то это состояние связок, состояние хрящей, состояние костей, состояние мышц. Если говорить о функциональном состоянии, то это состояние сердечно сосудистой и дыхательной систем. Также я добавил бы сюда состояние управленческих систем: нервной и эндокринной. Естественно, после сезона состояние этих систем — уставшее.

Так как я себя позиционирую как врач-реабилитолог, основное внимание я уделю работе по улучшению биомеханического состояния. Основная особенность лыжных гонок с точки зрения биомеханики в том, что лыжный ход ассиметричен. Всё-таки человек не создан природой для того, чтобы ходить на лыжах. Физиологические виды спорта — это ходьба и бег, всё остальное мы придумали сами и разработали для этого специальные техники. Взять, например, подъёмный коньковый ход. Согласитесь, что большинство не чередует движение под правую и левую руку в соотношении 50 на 50. Таким образом, идет прокачка только определенных групп мышц, и возникает мышечный дисбаланс. За сезон мы делаем сотни тысяч движений с помощью одних мышц и совершенно ничего не делаем другими, поэтому первое, чем следует заняться — это восстановить мышечный баланс. Дело в том, что когда за сезон мы совершаем одной и той же мышцей миллионы движений, она изнашивается. Это выражается в том, что она находится в стадии хронического мышечного напряжения и в ней начинает образовываться соединительная ткань. Так что глобальной задачей лыжника (биатлониста) является полное восстановление своих мышц после однородной работы . Как это сделать? Во-первых, не стоит после одной циклической работы сразу переходить на другую, это неправильно. Не стоит после лыж сразу переходить на бег или садиться на велосипед. Акцент надо сделать на силовых упражнениях, причем, для устранения мышечного дисбаланса и коррекции состояния мышечной ткани это не должны быть упражнения с весами . Работать со штангой после сезона лыжнику (биатлонисту) нельзя, так как опорно-двигательный аппарат изношен и ослаблен. 99 процентов упражнений должны быть с собственным весом. Это банальные отжимания, банальные приседания, как на двух, так и на одной ноге. Причем любое классическое упражнение можно делать по-разному. При приседаниях можно держать стопы параллельно друг другу, а можно развернуть их максимально внутрь или максимально наружу. То же самое и с отжиманиями: точку опоры можно и нужно менять, а также вращать в максимально возможных амплитудах. Чтобы избежать травматизма, надо начинать делать подобные упражнения с максимально укороченной амплитудой. Если взять за верхнюю точку положение ноги в разогнутом состоянии, а за нижнюю — максимально согнутую, то начинать надо где-то с 1/5 части этого хода. Затем надо постепенно увеличивать амплитуду до ¼, затем до 1/3 и так далее до полной амплитуды. А если у людей есть проблемы с опорно-двигательным аппаратом, и они чувствуют, что их сустав нуждается в реабилитации, то начинать надо вообще с 1/10 амплитуды. Делать упражнение на такой амплитуде надо не менее одной недели. Также в период межсезонья очень важно исключить всякую скоростно-силовую работу.


Ещё одним важным и незаслуженно забываемым моментом является стретчинг . У большинства лыжников (биатлонистов) представления о растяжке весьма ограничены: обычно это небольшой пятиминутный комплекс, причем, чаще всего народ делает баллистическую растяжку. Это когда растягивающие движения делаются махом: например, держишься за дерево и машешь ногой или делаешь «мельницу». Эта растяжка стимулирующая, её хорошо выполнять перед стартом, но в межсезонье лыжнику ничего стимулировать не надо. Нам нужна либо статическая, либо стато-динамическая растяжка. Статическая растяжка, это когда ты сел, условно говоря, в шпагат и сидишь так до лёгкого дискомфорта, стато-динамическая — это когда ты ещё добавляешь покачивания и опускаешься вглубь.
Если говорить о соотношении восстановительно-силовых тренировок и стретчинга в недельном цикле в апреле-мае, то, по моему мнению оно должно быть 50 на 50. 50 процентов времени мы делаем стретчинг, 50 % силовые короткоамплитудные тренировки с собственным весом.

Надо ли делать кроссовую или другую циклическую разминку перед такими тренировками?
Конечно, 15-20 процентов от общего времени силовой тренировки должна составлять циклическая разминка. Это очень важно, чтобы разогреть мышцы, потому что холодные мышцы при растяжении или силовой работе легко травмировать. Это может быть и бег, и велосипел, и, если не хочется месить на улице грязь — простая скакалка или батут. Затем 15-30 процентов стретчинга и силовая. Если тренировка посвящена только стретчингу, то циклическая разминка составляет 35-40 процентов от её общего времени. Всё остальное время посвящаем растяжке. Продолжительность любой тренировки: от 45 минут до 1 часа. Больше не надо
Тренироваться можно каждый день. В неделю можно делать один день отдыха, а из оставшихся шести три посвятить силовой работе, а три — растяжке. Также в разные дни можно делать акцент на разных суставах: один день — на голеностопных, коленных и тазобедренных, другой — на проработке всех отделов позвоночника, третий — на плечевых, локтевых и кистевых суставах.


Как надо работать в этот период над функциональным состоянием.

Я убежден в том, что прорабатывать сердце с помощью объемов и скоростных тренировок — это очень рискованный, хотя и самый простой путь . При силовых тренировках сердце тоже работает, и с их помощью мы можем его ремоделировать, то есть вернуть к исходному нормальному состоянию. Зачем это нужно? В соревновательный сезон с нашим сердцем происходят разные физиологические изменения, которые и надо скорректировать. К тому же, если мы решим задачу восстановления мышечного баланса, уберем хроническое мышечное напряжение, это расслабит наши сосуды, и сердцу будет легче качать кровь. Когда после сезона мышцы напряжены, сосуды зажаты, сердцу приходиться прилагать гораздо больше усилий, чтобы прокачать кровь по всему телу. Так что не надо после сезона начинать объеме, куда-то бежать, ехать в горы — лучше постараться этого избежать.


В апреле-мае у лыжников и биатлонистов появляется множество соблазнов в виде участия в соревнованиях по лыжероллерам, кроссу, велогонкам, спортивному ориентированию. Стоит ли в этих соревнованиях участвовать?

Чтобы принимать участие в соревнованиях и не расходовать резервы здоровья, надо подходить к этому абсолютно готовым, с мощным фундаментом как в биомеханическом, так и в функциональном состоянии. У нас же 90% людей участвуют в соревнованиях неподготовленными. В апреле-мае о соревнованиях не можем быть и речи, потому что необходимо максимально восстановиться после сезона. Затем в базовый период надо создать основание, в предсоревновательный период максимально заточить его под конкретный вид спорта и лишь после этого соревноваться.
Не надо забывать и о том, что у нас очень плохая экология и питание. Если в Европе у людей есть возможность дышать свежайшим морским или горным воздухом, качественно питаться, то у нас такой возможности нет, и это тоже немаловажный фактор, из-за которого обязательно надо уделять повышенное внимание восстановлению.
Нам надо прекратить потребительски относиться к своему телу, а тот многосезонный подход, который у нас принят, загубил уже немало спортсменов.


Восстановление системы управления.

Нужно сменить декорации. Лыжники и биатлонисты привыкли тренироваться в лесах, так что здорово было бы сменить место тренировок. Не надо стесняться пойти в фитнесс-центр на тот же стретчинг, вся Европа так делает. Также можно делать силовую дома. Надо, чтобы у тела появилось желание пойти в лес, чтобы не сознание вело на тренировку, а именно тело. У лыжников (биатлонистов) ведь очень монотонная картинка перед глазами: белый снег, лес, трасса — от этого надо отдохнуть. Если не хочется уходить из леса — смените место тренировок. Если всю зимы вы тренировались, условно говоря, в Красногорске, поезжайте, например, в Ромашково. Я говорю довольно банальные вещи, но о них очень часто забывают.

Также я рекомендую нормализовать хотя бы на один месяц режим. Надо хорошо спать — это способствует восстановлению нервной системы. Опять же, убирая циклическую работу, мы разгружаем и нервную систему. Циклика же её очень сильно нагружает. Обязательно занимайтесь игровыми видами спорта, поиграйте в футбол, волейбол — это действительно нужно вашим нервам. Не надо забывать, что кроме шаговой имитации есть десятки других интересных видов спорта. Крайне полезны скалолазание, альпинизм, серфинг и многие другие.

Что касается эндокринной системы, то это штука очень сложная и в дебри лезть тут не стоит. Основная идея заключается в том, что перед началом подготовительного сезона в крови должен содержаться высокий уровень эндорфинов — то есть гормонов счастья, который будет сопровождаться высокой мотивацией. Мы часто тренируемся без эмоций, как будто не видя альтернативы — этого быть не должно. Моё мнение, что любителя от каждой тренировки должно просто переть — иначе пропадает всякий смысл тренироваться. Так что надо дождаться пика мотивации, который можно определить простым тестом: возьмите в руки лыжные палки — по коже должен пройти лёгкий морозец. Но практика показывает, что недельки-двух для этого мало, нужен как минимум месяц.

Давайте начертим шкалу, на которой мы нанесем деления от минус десяти до плюс десяти. Так вот по изношенности опорно-двигательного аппарат кто-то за сезон откидывается на минус четыре, кто-то на минус пять, кто-то на минус шесть и т.д. Задача спортсмена за апрель подойти к нолю, а к концу мая достичь уровня плюс десяти. Так что подготовка уже идет с апреля. Но это подготовка не скоростных качеств, а связок, суставов, мышц. То есть восстанавливая себя, ты уже начинаешь готовиться к следующему сезону. Что касается циклической работы, то я рекомендовал бы начинать её с середины мая.

В заключение хочу сказать, что я говорю не как тренер, а как реабилитолог. Моя цель не распланировать тренировки, а сохранить спортсменам здоровье, которое потом позволит им достигать высоких результатов, а также дать людям пищу для размышлений.


Извините, если не в тему -- просто не знаю где еще спросить...

У меня есть некоторое количество журнала Biathlon World в pdf (языки: английский, немецкий). Интересно ли это кому-то? Если да, то -- как выкладывать?
Еще есть книжка Нэта Брауна «Подготовка лыж» (2004 г) и всякого-другого по мелочи (pdf, djvu).
Вопросы -- те же.
Большая часть всего, что я нашел в сети есть: что-то на торрентах, что-то на файлообменниках. Можно, размещать и ссылки, но это менее надежно.

Вопрос второй: куда выкладывать? У нас есть разделы для текстовой информации:
«История, факты, книги, рефераты о биатлоне»,
«Биатлон в теории»,
«Тренерский раздел»,...
Куда?

А еще есть немного видео (старье 80-х по лыжам). Ну это -- в видео, хотя и может быть какой-то свой раздел.

В общем, посоветоваться хочу.

ВЛАД!
Спасибо за интересную и познавательную информацию. Прочитал с удовольствием!

Предстоящая встреча РБ-шников летом-наш с вами ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ период-сколько нервов за биатлонный сезон потратили!))
На встрече,перед выездом на рыбалку, проведем 5 минутный стретчинг!Влад,покажешь?))
И вообще Кошка права-в отпуск уже хочется со страшной силой!))

p.s. После встречи-высокий уровень эндорфинов нам обеспечен!))

Дарси: Под словом «репер» я понимаю (в данном случае) строения или растительность, что явно выделяется на данной местности, и по отношению к чему можно определить своё местоположение:) Только после вашего поста вспомнил, что слово «репер» в наше время может иметь и другое значение;) А в этом варианте не две буквы «п» ? :)) А роли пикетов в том марафоне исполняли пункты питания (если тёплый сладкий чай можно назвать питанием) через каждые 10 км:)

Джокер, Вы, наверное, имели ввиду пикеты и километровые знаки, а не реперы.

Так вот как это называется «умным» языком:) Те, кто в своей жизни хоть мало-мальски занимался спортом (под руководством тренера) будут читать как-будто о себе! Всё это базовые вещи, откровением для меня стало лишь то, что тренировки могут быть всецело посвящены растяжке (обычно проводится в конце каждой тренировки). Про смены декораций. Довелось мне как-то бежать лыжный марафон в армии. Дело было в лесах под Рязанью:) Так что самое трудное? Не физические нагрузки, а отсутствие реперов, когда глазу «не за что зацепиться», и ты не видишь продвижения. Это убивает. Так что открытые пространства хороши именно лишь в качестве временной альтернативы. Ну а про выбор места сборов и тренировок, так вы посмотрите сколько билет до Франкфурта и до Владивостока стоит, + инфраструктура. Но эту тему можно обсуждать очень и очень долго.

Влад-огромное спасибо,мне как профану очень интересно. Жду продолжения!

Кто дочитал до конца - тому шоколадка!))
Влад, спасибо!

А эндорфины можно произвести в собственном организме с помощью российского аппарата ТРАНСАИР. Его и делали то для восстановления людей после острого или хронического стресса. РЖД этим активно пользуется для восстановления локомотивных бригад.

Не знаю. Они иностранных специалистов переводят, может быть они и умнее, но навряд ли.

В наших библиотеках публикации искать сложнее, да и дешевле, а им «бабло» отмывать надо. Это, как с таджиками - по ведомости 15 000руб, на руки - 500!

Влад.
Спасибо за очень полезную и своевременную информацию.
Жду «продолжения банкета».

Влад, спасибо. Интересно и познавательно. Прочитала дважды, что бы улеглось. Вопрос такой, а что в сборной нет специалистов обладающих такими знаниями?

Вспомните старый анекдот про чукчу, который сначала пару раз получает выброс эндрофинов, и только потом снимает лыжи.

Восточные оздоровительные техники т.р.е.б.у.ю.т присутствия в обязательном порядке положительных эмоций вплоть до их искусственного создания в себе. Без этого - просто механическая работа без результата.

Ну верно,далеко ходить за примером не надо: Рафаэль и Лив Грет Пуаре «С момента знакомства на Чемпионате мира в Рупольдинге, карьера обоих спортсменов стремительно пошла на взлет,»

Влад. С партнером непременно,это даже не обсуждается. Палки лыжные,конечно,на фаллический символ не тянут,но дело-то не в этом. Специфика биатлона такова,опять же тесты от специалистов. А вот оружие - безусловно фаллический символ. Так что вариантов - море просто. Восстановительный период можно проводить с огоньком и пользой,главное фантазия и научный подход.

Екатерина 5!

«Самый мощный и легальный способ их выброса - секс...практиковать оный с лыжными палками непременно...»

Очень оригинально! :-)) Буквально или, с партнёром, держа их в руках? :-))
Ржевский, где ты?

Влад, спасибо, с удовольствием прочитала. Нужное дело и познавательное весьма. Эндорфины,такая штука интересная. Самый мощный и легальный способ их выброса - секс,помимо спорта,конечно. Было бы неплохо во время ожидания пика мотивации спортсменами и ускорения появления эффекта « легкого морозца»,практиковать оный с лыжными палками непременно и не только. Смайл.

Влад!
Не хочу сейчас никого критиковать, но сдаётся мне, большинство наших «профессионалов» пишутся с маленькой буквы, что для меня как-то волнительно.

шахматист

Вот поэтому слово «профессионал» можно писать с большой буквы, а можно с маленькой! А по поводу извечного вопроса: «Что делать?» Ответ простой - получить у личного тренера план-задание (тренировка то 1 час), выполнять его и вести дневник (в СССР было так).
А подборку к «Нашему ликбезу» может публиковать ЛЮБОЙ (у меня нет эксклюзивных прав), главное найти материал и сделать выводы.

DARSI
Учебники и пишутся для того, чтобы их хотя бы читали. Буду только рад, если Прохоров будет учиться по «Нашему ликбезу»! :-)) Может быть тогда не будет назначать тренеров в декабре, а увольнять в марте!

Влад, спасибо за ликбез, действительно, очень интересно! Боюсь, что Прохоров стырит этот материал для своей книги!

Влад! Привет!
Спасибо за полезную и познавательную информацию.
Если можешь, включи тему, связанную с стрелковой подготовкой.
Мне ещё интересно. Наши спортсмены что-нибудь подобное знают?
Они все сейчас разъедутся по морям-океанам и что там будут делать?
А ведь действительно им надо озаботиться восстановлением и думать уже сейчас о следующем сезоне.

Прочитала с удовольствием... А когда дошла до Ромашково...- ну оч. захотелось сменить обстановку:)) В отпуск пора!

Очень интересно. Жду дальнейших публикаций. Кстати стретчингом наша сборная вроде занималась в предсезонке.

Точно. У нас есть прекрасные места. А публикации очень полезные - продолжай. Я, например, много нового узнала.

Вот и я о том же! Иностранцев с Камчатки выгнать не можем, а нашему ТШ Риднау подавай! :-))
Многие Профессионалы (УЭБ, Фуркад) остаются из-за новых позитивных эмоций см. «Восстановление системы управления».

Думаю он не совсем прав. Возможности нашей страны безграничны. Север и Дальний восток - чистейший воздух, открытые пространства, чистые продукты и тишина. Почему у нас все замыкается на европейской части и Черном море. А в целом, прочла с удовольствием, много полезной информации и просто интересно для общего развития.

Вот, один «КОЛ» уже есть! :-))
Понимаю, что прочитать и осознать текст дано не каждому. Просто устал слушать про ЕДИНСТВЕННЫЙ ПИК в сезоне. Следующие темы: «Подготовка в среднегорье», «Основные показатели функциональной подготовки», «Тренировки в соревновательный период» и т.д.
На ум сразу пришла спина Чудова, «пропажа» Вилухиной и Булыгиной.

Особенность биатлона как вида спорта заключается в сочетании различных, с физиологической точки зрения, нагрузок на организм: бега на лыжах и стрельбы. Это обуславливает специфические требования к физической и функциональной подготовке биатлониста, а также его техническим и тактическим навыкам.

Подготовка биатлониста начинается с освоения техники лыжного бега. Немало знаменитых "стреляющих лыжников" начинали с "обычных" лыж и свою карьеру в большом спорте: например, первый в истории отечественного биатлона мировой и олимпийский чемпион Владимир Меланин, самый титулованный советский биатлонист Александр Тихонов, лидер российского женского биатлона 1990-х Анфиса Резцова.

Не менее важны для биатлониста снайперские качества. Если в спринте хорошая скорость может отчасти компенсировать неточную стрельбу, то в гонке преследования или индивидуальной гонке меткость во многом является залогом победы. В стрельбе лежа и в "стойке" есть свои особенности, и порядок выполнения этих упражнений в той или иной дисциплине накладывает отпечаток на тактику борьбы. Так, например, в гонке преследования участники, хорошо стреляющие из положения лежа, имеют возможность уйти в отрыв в начале гонки, а их соперники, лучше стреляющие стоя, могут "отыграть" преимущество ближе к финишу.

В каждом виде программы присутствуют свои технические, тактические и психологические нюансы. К примеру, в масс-старте чрезвычайно важно в самом начале гонки оторваться от основной группы, чтобы не попасть в "толчею", чреватую неприятными сюрпризами. А самой сложной по всем этим параметрам считается гонка преследования, где спортсмену приходится вести непосредственную борьбу с соперниками, а не их "графиками".

При всем многообразии дисциплин, входящих в современную программу соревнований по биатлону, для него не характерна узкая специализация. Ведущие спортсмены обычно представляют свои команды во всех видах.

Тренеры распределяют участников команды по этапам эстафетной гонки (а также по различным группам при жеребьевке перед индивидуальной гонкой и спринтом) с учетом сильных и слабых сторон каждого спортсмена.

Выступление биатлониста в определенной степени зависит от погодных условий (ветер, температура воздуха, атмосферные осадки, состояние снежного покрова), характера трассы (перепад высот, повороты и пр.), ее расположения относительно уровня моря и состояния в тот или иной момент, которое может меняться не только из-за погоды: по ходу состязаний трасса постепенно "разбивается", и спортсмены, стартующие позже, оказываются в менее выгодном положении.

Особенно важной проблемой выступает изучение особенностей обучения и последовательности методики тренировки спортсменов, в частности управление двигательной деятельностью с помощью эффективных тренировочных программ (Hirtz P., 1981; Платонов В.Н., 1986; Матвеев Л.П., 1995).

Получение объективных данных с использованием средств срочной и кумулятивной информации на стрельбище, а также последовательность внедрения ТСО в систему обучения стрельбе в биатлоне позволит повысить ее эффективность и будет способствовать повышению квалификации в пределах первого спортивного разряда.

Можно предположить, что дальнейшее проведение тренировочного процесса с учетом соответствующей последовательности обучения различных видов специальной стрелковой подготовки (на фоне стабилизации всех остальных) позволит получить больший тренировочный эффект по сравнению с существующим ныне (Блинков И., 1954; Иткис М.А., 1970; Шпак М.П., 1979).

Это делает необходимым проведение специальных экспериментальных исследований, в которых определялись и научно обосновывались различные варианты обучения и тренировки по видам специальной стрелковой подготовки и стрельбе в биатлоне при помощи ТСО. Эффективность процесса обучения биатлонистов 13-14 лет зависит от оптимального чередования и направленности видов специальной стрелковой подготовки в микроциклах (МЦ) различных видов, с использованием пяти зон интенсивности в ритмо-структурных комплексах (РСК). Последнее будет способствовать созданию условий для базового роста спортивного мастерства и приобретения прочного фундамента специальной стрелковой подготовленности начинающих биатлонистов с целью повышения квалификации в пределах первого спортивного разряда и успешного выступления в соревнованиях.

Следовательно, исследования данных вопросов имеют важное значение для теории и практики биатлона, особенно для преподавателей-тренеров ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР, сборных команд.

В связи с вышеизложенным, можно предположить, что на этапах основных периодов в процессе подготовки и обучения юных биатлонистов необходимо развивать специальные стрелковые качества при помощи технических средств обучения (ТСО), последовательно используя все четыре РСК по 5 зонам интенсивности, разработанных и апробированных ранее. Так, можно предположить, что при проведении тренировочного процесса по мезо- и микроциклам теоретически и практически представлено обоснование отбора в биатлон юношей 13-14 лет. Обучение и совершенствование пулевой стрельбы и стрельбы в биатлоне в переходном и подготовительном периодах годичного цикла в определенной последовательности, используя соотношение и чередование основных видов специальной подготовки при помощи ТСО позволит получить больший тренировочный эффект.

Проведение исследований в условиях непосредственной спортивной деятельности, в процессе которых возможно получить значительный информативный материал и его анализ расширит возможности управления тренировочным процессом.

Разработка методики тренировки различных видов специальной стрелковой подготовки и стрельбе в биатлоне при помощи технических средств обучения, с последовательным включением РСК по пяти зонам интенсивности, наиболее актуальна для этапа специализации юных биатлонистов.

Рост спортивных результатов в значительной мере зависит от качества отбора и продуктивности применения средств и методов подготовки, оптимального построения тренировочного процесса и управления им с учетом квалификации и этапа подготовки спортсменов.

Специальные исследования (В.Я. Субботин, А.Д. Солдатов, Ю.П. Курочкин, 1983; Л.С. Баранов,1987; В.Н. Чумаков, 1993; М.М. Шалаев, Г.А. Хрисанфов, 1999) показывают, что из двух компонентов соревновательной деятельности биатлонистов: качество результатов стрельбы и скорости передвижения на лыжах, наибольшего внимания на всех этапах многолетней тренировки требует стрелковая подготовка. Подчеркивается значимость использования технических средств обучения (ТСО) в комплексной подготовке биатлонистов.

Особо важна реализация данного подхода в подготовке юных биатлонистов на этапе уточнения и начала углубленной спортивной специализации, где закладываются базовые основы знаний и умений по пулевой стрельбе и стрельбе в биатлоне, формируется стабильность и надежность соревновательной деятельности.

Однако в имеющихся научных публикациях по вопросам подготовки спортивного резерва в биатлоне (А.В. Привалов, В.И. Мелихов, Е.П. Новиков и др., 1976; ГЛ. Шидловский, 1988; Н.В. Астафьев, 1992) недостаточно раскрываются вопросы методики стрелковой подготовки с использованием технических средств обучения в условиях переходного и подготовительного периодов годичного цикла, где построение тренировочного процесса создает наиболее оптимальные условия для овладения техникой стрельбы. Также не имеется сведений о влиянии на качественные показатели стрельбы физических нагрузок, соответствующих по интенсивности режиму тренировочной и соревновательной деятельности в биатлоне.

Контрольная работа по теории физической культуры

тема:

“Построение тренировочного процесса в системе многолетней подготовки (на примере юных биатлонистов)

Выполнил:

Заочное отделение 3 курс

5 группа АФК

План:

1. Введение стр.3

2. Построение тренировочного процесса юных биатлонистов в системе многолетней подготовки

а. Введение стр.4

б. Годовой план стр.4

в. Тренировка в подготовительном периоде стр.5

г. Тренировка в соревновательном периоде стр.6

д. Тренировка в переходном периоде стр.6

3. Заключение стр.7

4. Список литературы стр.9

1. Введение

Рассматривая многолетнюю спортивную тренировку как целостную систему, мы попытались вычленить ее основные структурные компоненты или подсистемы. Но поскольку ни одна из этих подсистем не существует как нечто самостоятельное, они могут быть четко охарактеризованы лишь в ходе теоретического анализа. В этом аспекте очень важно уяснить, что собой представляет структура построения тренировочного процесса. Под понятием «структура» подразумевается

определенная взаимосвязь, взаиморасположение составных частей, характеризующее строение, устройство чего-либо.

В многолетнем планировании как целостной системы происходит непрерывное «изменение» всех структурных элементов.

разделил общую структуру многолетнего тренировочного процесса на микро- (малые), мезо - (средние) и макро - (болыние) циклы (части) тренировки. Многие специалисты поддержали эту классификацию.

впервые охарактеризовал эти части: микроциклы - совокупность нескольких тренировочных занятий, составляющих относительно законченный повторяющийся фрагмент общей конструкции тренировочного процесса; мезоцикл - относительно законченный

ряд микроциклов (этап, месяц); макроциклы – совокупность мезоциклов, длительность их от полугода (например, подготовительный период) до четырех лет (олимпийский период подготовки).

В теоретико-методических рекомендациях ведущих специалистов и в реальной практике подготовки ведущих спортсменов можно выделить ряд принципиально различных подходов к организации нагрузок в годичном цикле. Наиболее разработанными в методическом

плане, получившими широкое практическое применение можно признать три концепции построения круглогодичной подготовки спортсменов:

Традиционную периодизацию с одним, двумя и тремя пиками

подведения к наиболее ответственным соревнованиям, всесторонне

обоснованную в работах, ;

«блочную» сопряженно-последовательную с концентрацией средств СФП в начале каждого из двух больших этапов подготовки, предложенную и экспериментально подкрепленную в ряде прикладных работ представителей его школы;

Ориентированную на индивидуально присущие разным спортсменам оптимальные сроки вхождения в состояние спортивной формы и временную стандартизацию тренирующих воздействий модель годичного макроцикла, наиболее сильной стороной

Структура спортивной тренировки характеризуется наличием относительно обособленных звеньев тренировочного процесса:
а) тренировочные задания;

б) тренировочные занятия и их части;

в) микроциклы;

г) мезоциклы;

д) макроциклы;

ж) периоды.

Все эти звенья связаны друг с другом в единое целое.

Следует отметить, что современные представления о структуре тренировки не могут рассматриваться как неизменные. Они постоянно трансформируются, о чем свидетельствуют исследования и передовая спортивная практика последних лет.

На этапах предварительной подготовки и начальной спортивной специализации в качестве нагрузки целесообразно применять стандартизированные тренировочные задания.

В своих работах рассматривает микро-, мезо - и макроциклы и сравнительно мало касается обоснования первых звеньев, т. е. тренировочных заданий и отдельных занятий. Однако в настоящее время представляет большой интерес, не только с практической точки зрения, но и теоретической, обоснование начальных звеньев всей структуры тренировочного процесса.

Учитывая, что в теории спортивной тренировки не решен вопрос о целенаправленном использовании тренировочного задания, есть смысл в его экспериментальном обосновании. Оформление такого научного поиска в области спортивной тренировки несет с собой перевод

последнего на качественно новый уровень.

Учитывая, что ряд специалистов в области спорта понимает нагрузку и тренировочное задание как одно и то же, следует кратко охарактеризовать и раскрыть эти два понятия.

В теории и методике физического воспитания под нагрузкой понимается, прежде всего, количественная мера воздействия физических упражнений. Причем нагрузка сопряжена с расходованием «рабочих потенциалов» организма (энергетических и др.) и с утомлением. Утомление неизбежно связано с отдыхом, во время которого происходят восстановительные процессы, обусловленные нагрузкой. Эффект нагрузки прямо пропорционален ее объему и интенсивности.
В спортивной тренировке различают внешнюю (физическую) и внутреннюю (физиологическую) стороны нагрузки. Если в первом случае внешняя нагрузка отражает величину выполненной механической работы, то во втором случае внутренняя - реакцию организма на проделанную работу.

Общий объем нагрузки в упражнениях циклического характера чаще всего оценивают по суммарному километражу (за отдельное занятие, неделю и т. д.), в упражнениях с отягощениями по суммарному весу отягощений или числу подъемов (штанги и т. д.).

В последние годы для суммарной оценки нагрузки по величине функциональных сдвигов, т. е. внутренней физиологической стороны нагрузки, используют непрерывную или достаточно частую регистрацию сердечных сокращений (с помощью телеметрической системы) и расчетом суммарных энерготрат. Абсолютная интенсивность внутренней нагрузки определяется величиной затрат энергии в единицу времени. Такими показателями могут быть ЧСС/мин, ккал/мин,

Теперь попытаемся ответить, почему исходной структурной единицей тренировки является не нагрузка, а тренировочное задание? На этот вопрос дает ответ в своей работе. Он объясняет это тем, что сами по себе абстрактные понятия работы и отдыха не несут педагогической информации. По его мнению, работа и отдых приобретают педагогический смысл только тогда, когда они определенным образом организованы. А организованная определенным образом работа и отдых - это уже тренировочное задание, дающее известную тренировочную нагрузку организму спортсмена и имеющее конкретные педагогические содержание и смысл. И основное заключается в том, что тренировочные задания всегда позволяют решать в занятии конкретную педагогическую задачу, а тренировочное занятие - это как определенная последовательность тренировочных заданий.

под тренировочным заданием понимает «назначенное для тренировки упражнение со всеми возможными условиями его выполнения и в том числе разного рода установками, формируемыми у спортсмена». Причем он считает, что знание любого задания зависит от его места во времени в ряду других заданий, и от организации заданий зависит целостность всей картины тренировки.

определяет тренировочное задание следующим образом: физическое упражнение со всеми необходимыми условиями его выполнения, позволяющими решать определенную педагогическую задачу.

2. Построение тренировочного процесса юных биатлонистов в системе многолетней подготовки:

а. Введение

Деление тренировочного процесса на строго определенные периоды обусловлено закономерностями развития спортивной формы, сезонно-климатическими условиями и календарем соревнований. Спортивная форма, с педагогической точки зрения, представляет собой гармоническое единство всех сторон оптимальной готовности спортсмена: физической, психической, спортивно-технической и тактической.

Известно, что приобретение, сохранение и совершенствование спортивной формы в круглогодичном цикле тренировки происходит пофазно, каждая фаза характеризуется строго определенным содержанием и построением тренировки.

Фазность развития спортивной формы является основной причиной периодизации тренировочного процесса. Фаза приобретения спортивной формы характеризуется созданием и развитием предпосылок для непосредственного ее становления; фаза относительной стабилизации (сохранения) спортивной формы поддержанием оптимальной (для данного цикла) готовности к спортивным достижениям; фаза временной утраты принижением определенных сторон тренированности и переключением организма на иной уровень функционирования.

Периоды тренировок - это последовательные этапы управления развитием спортивной формы.

б. Годовой план

Годовой план принято разделять на следующие периоды:

1. Подготовительный. Его основная задача заключается в создании предпосылок для приобретения спортивной формы и ее становления.

2. Соревновательный. Тренировки в этот период направлены на сохранение достигнутой спортивной формы и ее реализацию в соревнованиях.

3. Переходный. Период активного отдыха занимающихся. Его цель - создать предпосылки для повышения уровня работоспособности спортсменов на следующем этапе круглогодичной тренировки.

Значительную, но не определяющую роль в периодизации тренировки играют смена климатических условий в течение года и календарь соревнований. Первый фактор влияет на сроки периодов тренировки, ограничивая длительность соревновательного периода, а также

оказывая некоторое влияние на подбор средств тренировки, второй намечает внешние границы соревновательного периода, внося некоторые изменения в структуру тренировочного процесса данного периода. Календарь спортивных соревнований должен быть спланирован с учетом закономерностей периодизации тренировки, способствуя тем самым созданию оптимальных условий для сохранения и улучшения спортивной формы.

Закономерности развития спортивной формы, научные исследования, опыт передовой практики, а также специфические особенности биатлона определяют целесообразность следующего построения годичного цикла тренировки биатлонистов высокой квалификации:

подготовительный период - май-декабрь включительно (8 месяцев);

соревновательный период - январь - первая половина апреля включительно (3,5 месяца);

переходный период - вторая половина апреля.

По степени значимости решаемых в тренировках задач, а также по арсеналу средств и методов, используемых в тренировочном процессе, в подготовительном и соревновательном периодах различают следующие этапы:

В подготовительном: летний (май, июнь, июль); осенний (август, сентябрь, октябрь); предсоревновательный (ноябрь, декабрь);

В соревновательном: начало соревновательного этапа (январь); основные соревнования (февраль, март, половина апреля).

Летний этап подготовительного периода является общеподготовительным, в это время закладываются основы спортивной формы, осенний и предсоревновательный этапы - специально-подготовительные, когда происходит становление и доведение до совершенства спортивной формы.

Разделение соревновательного периода на 2 этапа вызвано специфическими особенностями занятий по биатлону с различным соотношением видов специальной подготовки.

Не всегда представляется возможным строго выдержать сроки этапов в указанных границах. Они могут незначительно изменяться в зависимости от климатических условий, возможностей и подготовленности спортсмена (ранее или позднее появление снежного покрова, возможность выезда на ранний и первый снег в северные районы, индивидуальные особенности вхождения в спортивную форму). Однако все эти отклонения от установленных границ периодизации не должны быть определяющими при решении задач на каждом этапе.

в. Тренировка в подготовительном периоде

Летний этап (май, июнь, июль). Основная задача этапа – заложить прочный фундамент спортивной формы. Занятия в это время направлены на создание условий для приспособления организма спортсмена к повышенным нагрузкам. В тренировках рекомендуется решать следующие задачи:

Повышать уровень общего физического развития (силы, выносливости, быстроты, ловкости, общей координации движений);

Развивать физические качества и умения, необходимые биатлонисту (скоростную и силовую выносливость, статическое и динамическое равновесие и др.), с помощью специально-подготовительных упражнений и вспомогательных видов спорта (гребля, бег по пересеченной

местности, упражнения с тяжестями, акробатика и др.);

Создавать предпосылки для лучшего овладения техникой передвижения на лыжах путем использования в тренировках имитационных упражнений лыжника, а также передвижений на лыжероллерах;

Ликвидировать слабые стороны общей и специальной подготовленности, обнаруженные на предыдущих этапах, путем акцентирования внимания на тренировке;

Повышать технические навыки в стрелковом спорте. Особое внимание обращается на совершенствование техники выстрела: выработку прочных навыков в изготовке, прицеливании и обработке спуска. В тренировочные занятия включаются различные упражнения спортивно-пулевой стрельбы;

Совершенствовать навыки выполнения стрелковых упражнений биатлона после нагрузки умеренной интенсивности. На данном этапе в тренировках преобладают упражнения общеподготовительного характера. Удельный вес специально-подготовительных упражнений

преимущественно развивающей направленности меньше.

Объем нагрузки увеличивается постепенно и растет быстрее, чем интенсивность. Постепенность в увеличении нагрузок достигается использованием равномерного и переменного методов тренировки.

Структура микроциклов должна обеспечить оптимальные условия для всестороннего развития спортсменов.

г. Тренировка в соревновательном периоде

Этот период приходится на январь, февраль, март и первую половину апреля.

Основная направленность - сохранение и улучшение спортивной формы и достижение высоких спортивных результатов.

Главная задача физической подготовки состоит в функциональной мобилизации организма спортсмена на предельные напряжения, в достижении и сохранении высшей степени специальной тренированности и поддержании уровня общей тренированности.

Спортивно-техническая и тактическая подготовки направлены на совершенствование техники передвижения на лыжах и выработку автоматизма действий на огневых рубежах путем закрепления ранее освоенных навыков двигательной деятельности и применения их

в различных сложных условиях.

Цель морально-волевой подготовки - психологическая настройка на предстоящие соревнования, мобилизация биатлониста на высшие проявления физических и духовных сил.

В соревновательном периоде решаются задачи:

Дальнейшее совершенствование, шлифовка техники передвижения на лыжах, ликвидация неточностей в отдельных элементах движения, совершенствование техники в усложненных условиях;

Совершенствование техники и тактики стрельбы в соревновательных и близких к соревновательным условиях. В комплексных тренировках стрельба проводится в сложных метеорологических условиях, ограничивается время стрельбы, увеличивается количество серий стрельб, вводятся элементы соревнований, решаются тактические задачи;

Дальнейшее развитие силовой и скоростной выносливости;

Поддержание и доведение до высшей степени специальной тренированности, сохранение ее в период основных соревнований;

Воспитание моральных и волевых качеств.

Средства тренировки. Средства тренировки те же, что и на пред - соревновательном этапе, но применяются они в более сложных условиях. Передвижение на лыжах с оружием на большой скорости доминирует в общем объеме занятий. Во второй половине периода увеличивается

удельный вес комплексных тренировок. Стрельба входит в содержание комплексных и контрольных тренировок, соревнований. Количество и вариативность стрелковых упражнений зависит от индивидуальных способностей спортсмена и поставленных перед тренировкой задач. Длина отрезков в комплексных тренировках уменьшается до 1-1,2 км, количество повторений и интенсивность прохождения увеличиваются.

Методы тренировки. На данном этапе используются переменный, повторный, интервальный и контрольный методы тренировки.

д. Тренировка в переходном периоде

В данном периоде (апрель) спортивная форма временно утрачивается, в организме спортсмена завершаются длительные перестройки, вызванные предыдущими занятиями, усиливаются в сторону ассимиляции обменные процессы. Основная особенность периода - спад нагрузки

как по объему, так и по интенсивности; занятия приобретают форму активного отдыха. Это предотвращает переход суммарно нарастающего эффекта тренировок, вызванного длительным применением нагрузок, в перетренировку. Данный период является как бы охранительным. Он необходим также для профилактической проверки и ликвидации отклонений в состоянии здоровьяспортсмена, лечения незначительных травм, восстановления нервной системы, диспансеризации.

Вместе с тем занятия должны быть построены таким образом, чтобы сохранить определенную тренированность, позволяющую начать новый цикл тренировок с более высокого уровня, чем предыдущий.

Следовательно, между двумя циклами развития спортивной формы

соблюдается преемственность.

В данном периоде решаются следующие задачи:

Совершенствование техники передвижения на лыжах (если есть снег); устраняются те ошибки в элементах техники, которые обнаружены на предыдущих тренировках;

Совершенствование отдельных физических качеств (быстроты, гибкости, ловкости);

Совершенствование техники стрельбы. Занятия проводятся в тире из малокалиберного и пневматического оружия с помощью тренажерных установок и вхолостую. Удельный вес спортивно-пулевой стрельбы незначительный.

Основными средствами на данном этапе являются передвижение на лыжах, общеразвивающие физические упражнения, вспомогательные виды спорта (кроссы, велоспорт , спортивные игры, плавание, гимнастика, туризм и др.). Методы тренировки - равномерный и переменный.

3. Заключение

При разработке перспективных планов тренировки, построенной на основе проекта победной тактики будущего поединка, надо придерживаться следующих правил:

1. Модель тактики победного выступления - чисто творческая работа. Она требует от тренера возможно более полного знания арсенала тактики спортивного поединка в избранном виде

соревновательных упражнений (как прошлого, так и современного). Необходима также фантазия, которая позволит сконструировать новую, необычную, «абсурдную » тактику. Элементы этой необычной тактики должны быть опробованы экспериментально в практической работе со спортсменами. Вы должны убедиться в возможности их освоения и реализации. Неудача в

пробном обучении может говорить о нереальности модели тактики, но может быть истолкована и по-другому: «Я (тренер) не умею этому учить». Первый вывод - исключает возможность

подготовки победителя, поэтому он нежелателен. Требуется углубленный анализ модели тактики. Второй вывод лучше: он требует подробного поиска причин неудачи и конструирования специальных подводящих упражнений для ликвидации ошибок в обучении сложному тактическомуприему и технике его исполнения или новых схем организации нагрузок, обеспечивающих специальную соревновательную работоспособность и контексте требований «невыполнимой» тактической схемы. Второй путь стимулирует тренера на творческий прогресс, на его профессиональное продвижение к совершенству.

2. Реализация Вашего проекта строго индивидуализирована: планируемые показатели по всем основным требованиям проекта тренировки вашего ученика должны соответствовать реальному

уровню его развития, подготовленности и способности к прогрессированию. План тренировки в следующем макроцикле разрабатывается с учетом итогов прошедшего макроцикла по всем показателям планирования. Каждый следующий макроцикл требует корректировки предварительного плана по результатам проведенной работы с учетом личных ощущений спортсмена и объективных показателей уровня и состояния его тренированности. При коррекции мезоциклов следует придерживаться правила: вводить стабилизирующий (или даже разгрузочный)

мезоцикл вместо развивающего при формировании хронического переутомления (как с ледствия бытовых перегрузок или перенесенного заболевания) или при появлении признаков незапланированного перехода в состояние высшей спортивной формы (в стадию истощения в развитии стресс-реакции - ответа на завышенные тренировочные нагрузки), или в случае резкого падения работоспособности. В последнем случае следует обратиться к компетентным медикам и внести коррективы в тренировочный процесс в соответствии с их рекомендациями.

Выполнение тренировочного плана мезоцикла может сопровождаться ощущениями незапланированной легкости, В этом случае не следует повышать запланированную нагрузку в следующем мезоцикле: реализация запланированных нагрузок с неожиданной легкостью не нанесет вреда здоровью спортсмена, а лишь вызовет подъем высшей соревновательной спортивной формы в соревновательном периоде на более высокий уровень, чем было запланировано.

При выполнении плана очередного занятия нелъзя требовать от спортсмена буквального исполнения количества предусмотренных планом упражнений. Ваша цель - получить запланиро-

ванный ближайший тренировочный эффект (БТЭ), т. е. ту усталость, которая снизит работоспособность спортсмена до предусмотренного вами оптимального уровня, (он отражается в качество выполнения тренировочных упражнений). Преждевременное формирование запланированного БТЭ может быть следствием нехватки внергии, затраченной на приспособление к неблагоприятным условиям тренировочного занятия. Такого рода условия могут быть следствием педагогических ошибок (например, акцентирование внимания занимающегося на особой тяжести нагрузки или опасности предложенного упражнения), угнетающих психологическое состояние спортсмена (грубость и невнимание тренера, конкурентные или даже враждебные отношения в тренировочной группе, насмешки над неудачным выполнением заданна и т. п.). страх перед опасностью упражнения. В случаях, когда снижение работоспособности вызвано

факторами тренировочного занятия, следует применить средства и методы из арсенала внетренировочных и внесоревновательных воздействии: оптимизировать отношения между членами группы, между педагогом и учениками, применять отвлекающие задания, сопровождать занятия приятной музыкой и т. п. Но причиной могут быть и внетрепировочные нагрузки (бытовые,

учебные, производственные и т. п.), которые вы не можете регулировать, по обязаны их учитывать для оперативнойкоррекции тренировочного задания. Эпизодическое невыполнение плана занятия не скажется на динамике повышения тренированности. Если же случаи снижения работоспособности повторяются систематически, следует выяснить причины и, в случае нарушений требований спортивного режима, предложить спортсмену подумать о возможности

экономить энергию в режиме жизни или о переходе со спортивного на физкультурный образ жизни.

4. Список литературы:

1. Матвеев и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991

2. Верхошанский организации тренировки спортсменов высокого класса в годичном цикле // Теория и практика физической культуры. – 191 - №2

3. Гибадуллин тренировочного процесса у юных биатлонистов 10-12 лет: метод. рекомендации. – ИжевскЖ Изд-во УдГУ 1988

4. Боген подготовка - основа многолетнего спортивного совершенствования – Москва Издательство «Физическая культура» 2007

Высокие скорости, непредсказуемая стрельба, яркая борьба на финише, постоянная динамика, миллионы болельщиков по всему миру и страсти которые не охладить никакими морозами, а вместе с этим море адреналина - все это биатлон. Новый биатлонный сезон 2018-2019 (Biathlon World Cup) стартует в последние выходные ноября, в четверг и субботу запланированы первые спринты у мужчин и женщин на Кубке IBU, а в воскресенье старт КМ будет дан в словенской Поклюке, где откроется супермиксом первый этап Кубка мира (в этом году чуть отошли от традиции проводить первый этап в шведском Эстерсунде, т.к. там будет проходить ЧМ-2019).

Что же нас ждет в этот раз? Как всегда, зашкаливающие телерейтинги, девять интереснейших этапов КМ в различных странах Европы, с финальным этапом в норвежском Холменколлене, который будет проведен на самом высоком уровне! Главное событие сезона - Чемпионат мира-2019, который прогремит в Швеции. Надеемся, наша национальная сборная оправдает все самые смелые надежды болельщиков, и российский флаг в Эстерсунде будет подниматься на каждой церемонии награждения. Чемпионат Европы-2018 пройдет во второй половине февраля в Беларуси, а Первенство мира среди юниоров и юношей проведут в словацком Осрблье. Четыре месяца непрерывной борьбы сильнейших спортсменов планеты за престиж страны, золотые медали и главный приз - Большой Хрустальный Глобус! Для нас же болельщиков - это время праздника, постоянного ожидания прямых трансляций, время надежд, период переживаний за любимых спортсменов, взрыв и буря эмоций, непредсказуемость до самого финиша! Но всё это будет, если российских спортсменов допустят в полном составе до крупнейших международных стартов. А пока нельзя исключать негативный сценарий для нас, особенно анализируя прошедшие события с недопуском россиян до зимних ОИ-2018 и летних ОИ-2016, дисквалификацией ВФЛА и ФТАР, помня сложнейшую ситуацию с временным статусом СБР, постоянно всплывающими новыми допинговыми скандалами вокруг нашей сборной, особенно перед важными событиями и ключевыми решениями всяческих комиссий и конгрессов... Также жаль, что в этом сезоне, впрочем как и в прошедшем, и скорее всего и в следующем, из-за политики, которой якобы нет в спорте, на нашей российской земле не предвидится проведение этапов КМ, как, например, они замечательно проходили у нас в Тюмени и Ханты-Мансийске, где в решающих гонках сезона наших биатлетов поддерживала гигантская армия российских болельщиков.

В этом сезоне у нашей сборной совершенно новый состав и опять новый тренерский штаб, да и президент СБР новый! С изменениями в тренерском штабе, претерпела изменения и подготовка в межсезонье. Должность главного тренера опять вернули, её занял Анатолий Хованцев, он же старший тренер мужской сборной. Сергей Идинов и Артем Истомин - тренеры мужской команды. Виталий Норицын - старший тренер женской сборной, с которым работают Николай Загурский и Леонид Гурьев. Андрей Падин и Сергей Коновалов теперь работают с резервной женской сборной, а Сергей Белозеров с мужской резервной командой. Чего же ждать от нашей сборной в новом сезоне IBU World Cup Biathlon? В первую очередь хотелось бы видеть на соревнованиях абсолютного лидера российской сборной последних лет Антона Шипулина, который по итогам прошлого сезона стал третьим в общем зачете Кубка мира и мы уверены, если он выйдет на старт, то приложит максимум усилий в борьбе за золото..., но вот продолжит ли он свою спортивную карьеру в этом сезоне это ещё открытый вопрос! Бронзовый призер Олимпийских игр в Сочи Евгений Гараничев вполне способен весь сезон вести борьбу за награды высшего достоинства. А также не нужно забывать про нашу золотую молодежь, которая перешла из юниоров в основу и будет показывать свой характер. В женском биатлоне в этом году жесткую конкуренцию Лауре Дальмайер продолжат составлять Кайса Макарайнен и Анастасия Кузьмина, которые решили продолжить свои карьеры в спорте. Особые надежды возлагаем на лучшую среди российских биатлонисток в общем зачете КМ в прошлом сезоне опытнейшую Екатерину Юрлову-Перхт, одну из лучших россиянок по итогам сезона Ульяну Кайшеву. Добавим сюда вполне конкурентоспособных: скоростную Миронову, снайпера Сливко, целеустремленную Резцову, перспективную Васнецову и других. А также не будем списывать со счетов Дарью Виролайнен, которая пропустила начало подготовки к сезону, но надеемся вернётся в сборную в полной боевой готовности.

Кто из россиян станет лучшим, что покажут наши главные конкуренты, на кого надеяться российским болельщикам - вопросов много, и от этого еще интереснее! Безусловно цели на сезон будут корректироваться от результатов первых этапов, мы же будем надеяться, болеть и поддерживать российских биатлонистов.

Каждый день для Вас мы публикуем свежие актуальные новости, интервью со спортсменами и тренерами, делаем обзор ведущих спортивных СМИ, готовим аналитические материалы, выкладываем интереснейшие видео, фото, статистические данные, рассказываем о сборных командах, инновациях в биатлонном мире, проводим конкурсы, всевозможные опросы, у нас на сайте всегда онлайн: результаты, прямые трансляции и эфиры, рейтинги КМ и IBU. На Русбиатлоне развитая социальная составляющая: блоги читателей, отчеты болельщиков с поездок на соревнования, активный live-чат, множество интереснейших мнений и комментариев к статьям и публикациям, динамичные обсуждения на форуме, все это в нашем живом дружном РБ сообществе!

Наш проект динамический, в создании сайта активное участие принимают читатели, кто увлечен данным видом спорта! Поэтому если ты любишь biathlon, ты открыт к общению, тебе интересны близкие по духу люди, не откладывая на потом зарегистрируйся и добро пожаловать в наше биатлонное братство. Знакомьтесь с участниками сайта, общайтесь, приглашайте друзей, знакомых спортсменов, обсуждайте гонки, самостоятельно добавляйте интересные новости, пишите блоги, делитесь любой интересной информацией! Заходите к нам каждый день, добавляйте сайт в закладки, вступайте в наши группы в соц.сетях ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие, здесь всегда что-то новое, интересное, живое. Обсуждаем результаты, читаем новости, пишем блоги, смотрим вместе прямые трансляции, дружно общаемся в нашем web-чате и болеем всем сердцем за наших! Россия вперед!